Истоки

«Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что действовать вразрез с совестью небезопасно и не благочестиво. Да поможет мне Господь. Аминь». 

   Это простое заявление изменило состояние христианского мира и ход человеческой истории. 

   Мало кто сумел потрясти мир так, как это удалось Мартину Лютеру, вождю Реформации. В своем лице он соединил обе главные реформаторские тенденции, имевшие место в Германии: требование внешних реформ Церкви, которые покончили бы с нарушениями, и стремление к истинному духовному обновлению. 

   Однако успех Реформации не был прямым и естественным следствием религиозной ситуации в германских землях начала шестнадцатого века. Скорее наоборот, Реформация явила поразительный парадокс — религиозный энтузиазм и богобоязненность в народе наиболее усилились, когда наступило полное разочарование в римской курии и возмущение против извращений разгорелось наиболее яростно. 

   31 октября 1517 г. — в этот день доктор Мартин Лютер — августинский монах и профессор теологии Виттенбергского университета — обнародовал свои знаменитые «95 тезисов». Он призывал к научному диспуту для критического обсуждения теологического обоснования и практики распространения отпущений в Католической Церкви. 

95 тезисов

    В средневековье было принято выкупать церковные наказания за грехи. Возникло целое учение, в соответствии с которым можно было путем соответствующих финансовых взносов полностью или частично освобождать себя или умерших от Наложенных Самим Богом мук чистилища. В подтверждение о том, что верующий оплатил свои грехи и освобожден от мук чистилища, выдавалась специальная грамота-индульгенция, которая подтверждала факт оплаты и, следовательно, освобождения от наказаний. Ко времени Мартина Лютера продажа индульгенций превратилась в значительный источник доходов для Римской Церкви. 

   То, что первоначально замышлялось как дискуссия о специальной проблеме в узком кругу теологов, очень быстро вылилось в движение, которое охватило широкие круги населения и вскоре расшатало фундамент Католической Церкви; наряду с этим оно принесло с собой изменения в политической и общественной жизни. Под впечатлением от многочисленных тяжких злоупотреблений в Церкви у многих людей уже давно созревало стремление к переменам, к основательной реформе церковной жизни. Вследствие этого критические вопросы, поставленные Лютером, встретили широкое, спонтанное одобрение. То, что изначально было направленно на реформу (обновление) существующей Церкви, в конце концов привело к основанию новой церкви, которая в своем названии, вопреки воле Лютера, и по сей день использует его имя.

   Лютер и его сподвижники основали новую Церковь единственно на слове Божьем — Евангелии (отсюда ведет начало её название «Евангелическая»). Евангелическо-Лютеранская церковь ссылается на Иисуса Христа — единородного Сына Божия, как на единственного посредника/путь в обретении спасения. Его смерь на кресте за грехи каждого человека может быть постигнута нами только через веру — Бог дарует нам спасение единственно из Своей милости, через силу Святого Духа, без каких-либо заслуг со стороны человека. Святой Дух преображает верующего в «новое творение», так что добрые дела становятся естественными плодами веры. Но эти дела не являются заслугами человека перед Богом и никоим образом не влияют на спасение/оправдание человека.

Империя

   В 1558-1583 гг. Царь Иван IV разгромил Ливонский орден и приказал депортировать во внутренние области Российской Империи тысячи жителей завоеванных земель, большинство депортированных принадлежало к Евангелическо-Лютеранской церкви. 

   С 1717 г., а затем с 1795 по 1917 гг. в состав Российской империи входило бывшее государство Ливонского ордена (Эстляндия, Лифляндия, Курляндия), Лютеранская Церковь на этих территориях возникла ещё в период Реформации (XVI- век). В середине XVI века в крупнейших городах Российской Империи возникают небольшие колонии иностранных специалистов, исповедующих Евангелическо-Лютеранскую веру. В конце XVI начале XVII веков в Москве строятся первые храмы, принадлежащие Евангелическо-Лютеранской церкви. 

   В XVII-XIX вв. общины Евангелическо-Лютеранской церкви возникли во многих городах на территории Российской Империи, среди которых: Астрахань, Екатеринбург, Самара, Саратов, Царицын, Омск, Тобольск, Киев, Одесса, Харьков, Тифлис. 

   В 1763-1767 гг. по приглашению Екатерины II на Волге поселились 25000 немецких колонистов, исповедовавших Евангелическо-Лютеранскую веру. В 1803 г. 150000 колонистов осели на Украине в Крыму и Закавказье. 

   В 1832 . император Николай I издает декрет, согласно которому Евангелическо-Лютеранская Церковь в России становится официальным религиозным учреждением, признанным государством. С этого момента Евангелическо-Лютеранская Церковь в России становится государственной Церковью. 

   В конце XIX века возникают поселения немецких колонистов, исповедующих Евангелическо-Лютеранскую веру, в Южной Сибири и на территории Казахстана. 

   С момента возникновения первых приходов до 1914 г. Евангелическо-Лютеранская Церковь в России являлась многонациональной Церковью, объединявшей в своих приходах латышей, эстонцев, немцев, финнов, шведов, литовцев, поляков, ливов, армян, и другие национальности, среди которых значительное число составляли русские.

СССР

   В Советское время Евангелическо-Лютеранская Церковь в России претерпела множественные гонения и притеснения: с одной стороны Советское правительство стремилось к уничтожению религиозных институтов, с другой, в особенности со времени Второй Мировой войны, прихожане Евангелическо-Лютеранской церкви на территории СССР претерпевали гонения по национальному признаку вследствие того, что подавляющее большинство её прихожан являлись не русскими, а, в первую очередь, немецкими поселенцами. 

   К 1938 г. были закрыты все храмы, принадлежавшие Евангелическо-Лютеранской Церкви на территории СССР, все известные нам священнослужители были либо расстреляны, либо сосланы в концентрационные лагеря и трудармию. Практика христианской жизни продолжалась в семьях и небольших подпольных кружках. В этих кружках, в лагерях и местах ссылки, люди собирались для чтения Библии и молитвы. Это были объединения (общины) «братьев» и «сестер», в ходе ссылок и насильственных переселений некоторые из них сохранили Библию и Сборник духовных песнопений, а также сборники проповедей Карла Блюма, Брастбергера, Хофакера. 

  

   С 1964 г. начинаются отдельные контакты «братских» общин с представителями Всемирной Лютеранской Федерации. В 1976, 1977,1978 гг. состоялись первые официальные посещения некоторых лютеранских общин на территории СССР делегациями Всемирной Лютеранской Федерации.

РФ

   С 1980 г. начинается процесс возрождения Евангелическо-Лютеранской Церкви на территории СССР. В 1992 г. были созданы руководящие церковные структуры, а также административное разделение церкви на Епархии и пропства. С 1990 г. «Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине в Казахстане и Средней Азии» (известна внутри российской федерации как ЕЛЦ, а на международном уровне как ELKRAS(нем.)/ELCROS(англ.)) вошла в состав Всемирной Лютеранской Федерации. 

   С 1992 г. параллельно образованию ЕЛЦ официально начинает свое существование Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингерманландии (Ингрии). Большая часть общин, входящих в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии(ЕЛЦИ), расположена на территории Карелии и в окрестностях Санкт-Пертербурга. В этой области многие столетия назад осели две финно-угорские народности - воты и ингры, от названия последних и ведет свое начало название территории, которую они населяли- Ингерманландия (Ингрия). К ЕЛЦИ также принадлежит несколько приходов, находящихся на территории Сибири. 

   На сегодняшний день ЕЛЦ является официально признанной исторической Церковью на территории России. В её состав входит 456 общин, объединяющих более 20 тысяч прихожан. 

 

   Если вы заинтересованы в более детальном изучении истории возникновения и развития Евангелическо-Лютеранской Церкви, мы рекомендуем вам обратиться к следующим печатным изданиям: 

1. История Реформации, Льюис В. Спиц, «Фонд Лютеранское Наследие», 2002 г.

2. Хорошего держитесь, Гельмут Чёрнер, Харьков, 1999 г.