25 ноября в Церковном Центре Христа состоялся очередной (третий по счёту) областной обучающий семинар, организованный Региональной национально-культурной автономией немцев Омской области и Евангелическо-лютеранской церковью Урала, Сибири и Дальнего Востока.

На сей раз тема семинара была обозначена как «Церковь в этнокультурном компоненте российских немцев».

Такие совместные мероприятия проходят на основании подписанного ещё в 2006 году соответствующего Соглашения между общественной организацией и Кирхой.

Перед началом семинара пропст Владимир Виноградов презентовал выставку «Схожу с высот небесных я…», посвящённую 505-летию Реформации.

После тематических докладов председателя Совета общественной организации Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области Виктора Эйхвальда и пропста Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока Владимира Виноградова, осветивших вопросы сохранения национальной идентичности, строительства Лютеранской церкви в Азово и основные духовные принципы воспитания в семьях российских немцев, развернулась интереснейшая дискуссия. Выступления активистов общественного движения немцев Омского Прииртышья Тамары Леонгарт, Ирины Загородней, Анастасии Ларионовой, пастора Станислава Микулы, диакона Владимира Герцена и других привнесли в дискуссию много искреннего, интересного и полезного. По единодушному мнению её участников, данный семинар должен оставаться ежегодным. Кроме этого, ими с благодарностью принято предложение Владимира Виноградова о проведении в 2023 году в центрах немецкой культуры Омской области семинаров по календарной обрядности.

Считаю необходимым напомнить некоторые исторические факты, связанные с выше обозначенной тематикой.

Известно, что немецкое население в России по своим религиозным убеждениям никогда не было однородным. Наиболее многочисленную группу испокон веков составляют представители протестантской ветви – лютеране, реформаты, меннониты, евангельские христиане-баптисты и др.

Лютеранство пришло в Сибирь в начале XVIII века вместе с пленными шведами и немецкими специалистами. Это произошло почти через два столетия после его появления в европейской части России. Интересный факт: в начальный период распространения лютеранства в Сибири на её бескрайних просторах проходили службу 15 пасторов, 14 из которых были выходцами из германских земель. Все они получали государственное вспомоществование.

Кстати, русское правительство, из-за известных сложностей во взаимоотношениях с Ватиканом, принципиально не приглашало в Московию иностранных специалистов католического вероисповедания, отдавая при этом предпочтение лютеранам.

Второе, более массовое, пришествие немцев в Сибирь связано с началом её сельскохозяйственной колонизации в конце XIX − начале XX века. В этот период в Омском Прииртышье появляются компактные поселения лютеран, меннонитов и католиков.  Представители первой конфессии имели в России подавляющее численное превосходство.  Это неудивительно, ведь в начале XX века протестантизм в Российской империи исповедовало более 5% населения – примерно 4 млн человек. Но при этом он продолжал рассматриваться официальной идеологией как религия иноземцев. Несмотря на то, что протестантизм в России де-факто является традиционной религией, в законе «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ среди основных религий, к которым отнесли православие, буддизм, ислам и иудаизм, он не значится.

Конечно, Российская лютеранская церковь имеет немецкие корни. По данным государственного архива Омской области, «к 1918 году во всей Сибири не существовало ни одного лютеранского прихода другой, кроме немецкой, национальности». Примечательно, что до начала 1990-х годов в названии Евангелическо-лютеранской церкви неизменно присутствовало слово «немецкая». Ситуация резко изменилась после церковного погрома 1930-годов и массового исхода этнических немцев в 90-х и нулевых годах XX и XXI вв. По этой причине религиозные общины российских немцев вступили в период глубокого кризиса. Слава Богу, наследники Мартина Лютера смогли преодолеть это тяжкое испытание. И в XXI веке для многих российских немцев Омской области наиболее близкими в духовном плане остаются те же традиционные конфессии – протестантизм и католицизм, историческую роль которых в деле сохранения национальной идентичности немцев России нельзя переоценить.

Многие исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как советские немцы смогли пережить массовые репрессии, поголовную депортацию и сохранить при этом, в известной степени, свой язык, обычаи, традиции и культуру? Главный фактор, объясняющий данный феномен – это Вера. Поэтому не стоит удивляться тому, что в населённых пунктах Омской области, где сегодня ещё сильны религиозные общины, наблюдается сравнительно высокий уровень сохранения национальной самобытности.

Исходя из этого, общественная организация Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области придаёт особое значение сотрудничеству с общинами, представляющими традиционные конфессии немцев России.

Вывод участников прошедшего семинара однозначен – продлить жизнь нашему народу возможно лишь в том случае, если мы дружно будем опираться на его исторические, нравственные и духовные скрепы. 

Виктор Эйхвальд, председатель Совета ОО РНКА немцев Омской области