Было Слово Божье к Иоанну и он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который

говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу!

(от Луки 3:3-4)

 

Дорогие сестры и братья,

В это время Адвента и предстоящий праздник Рождества я приветствую Вас из Лингена, города в Германии, где живем мы: моя супруга и я.

Здесь очень заметно, что приближается Рождество.

Дети готовят сценки в церквях, домах престарелых и своих школах. Таким образом они представляют себе библейскую историю Святого семейства.

В наших церковных общинах идет подготовка богослужений, на которые придет много людей, гораздо больше, чем обычно. Нам пасторам известно, что это еще одна возможность донести Евангелие тем людям, которые приходят в церковь только в этот праздник, и что это особая задача!

В семьях люди договариваются, как и где проведут праздник. Наш сын недавно женился. К чьим родителям они поедут в гости? Ведь было бы здорово, если в такой праздник никто не будет обделен.

Потребуется еще некоторое время, пока в России этот христианский праздник рождения нашего Спасителя снова займет свое место в сознании людей. И все равно мы останемся несколько чуждыми с нашим западным календарем, с нашим празднованием Рождества так задолго до того, когда большинство людей в Росси празднуют то, что Бог стал человеком.

Но стоп: Еще ведь время Адвента. Время подготовки и ожидания.

Но задумано это время не в смысле практической подготовки к празднику.

Со временем Адвента по древней традиции связан Иоанн Креститель. Его жизнь и дела являются темой второго воскресенья Адвента.

Он жил исполненный ожидания. И его ожидание исполнилось. Он увидел, как Бог стал человеком в Иисусе из Назарета, которого Небесный Отец определил Своим Христом.

«Приготовьте путь Господу!» Это его задача. Лука напоминает об Исайе 40: Речь идет о пути, который должно приготовить.

Это прекрасный ясный образ.

Мы видим, как стелется дорога, как она вьется по горам. Дорога неровная, усыпанная камнями. Когда идешь по ней, нужно смотреть под ноги, иначе можно споткнуться. Кто-то может повернуть обратно из страха поломать ноги на этой дороге и не осилить ее, настолько много всего стоит на пути. Итак, кому-то нужно прийти и убрать камни. Нужно устранить самые грубые неровности. Тот, кого ожидают, должен найти ровную дорогу. Ничего не должно стоять на пути, когда он придет!

Это прекрасный ясный образ и для нашей веры.

Какие только препятствия не стоят на пути к нашему сердцу! Может быть Спаситель застрял где-нибудь со Своим миром и вечным светом, и поэтому так темно во мне и вокруг меня?

Это могут быть старые образы и представления. Я полон моими собственными представлениями о жизни, о людях и о вере! Эти образы как огромные камни лежат на пути к моему сердцу. Я вовсе не хочу их убирать! Я их так красиво составил по порядку в один ряд. Я даже не заметил, что из них получилась настоящая стена. Я воображаю себе, что она меня защищает. В действительности она отделяет меня от всего нового, от всего живого. Я тем временем убеждаю себя, что свобода опасна, и лучше мне остаться при всем том, чем я уже все время жил в вере. Должно ли мне также выровнять путь для Господа и прийти к покаянию? Должен ли я избавиться от своих старых представлений и образов для того, чтобы Он смог оживить и по-новому войти в мое сердце?

Старые обиды могут стоять на пути. В тяжкие времена Господь хранил меня, вел меня за руку. Он крепко держал меня, нес меня. То, что люди причиняли мне, не могло вырвать меня из Его рук. Он был для меня светом во тьме, моей крепостью, где я мог укрыться от нападений. Его спасение помогало мне справиться с гонениями и преследованиями.

Но моя вера сузилась. Мой опыт стоит на моем пути, новое ни может приблизиться ко мне. Я постоянно говорю о гонениях, преследованиях и об опасности. Я не могу показать молодежи радостного пути в жизни и в вере. Но и они не хотят постоянно слушать только о страхе, нужде и гонениях. И никто и не желает им всего этого!

Не должен ли я все это отпустить и позволить исцелить меня? Да, это было бы хорошо. Бог прошел Свой путь со мной и был верен. И с другими Он тоже пройдет Свой путь и останется верен. Но это будет их путь в новое время, при новых условиях. И если им не придется выносить обиды и унижения со стороны гонителей и обидчиков – то я благодарен Богу за это и готов радоваться вмести с юными христианами, с которыми Господь положил новое начало.

Это может мое собственное Я, которое стоит препятствием на пути Спасителя ко мне.

Получать ведь лучше, чем отдавать, и славу, и любовь, и счастье мы охотно принимаем. Желание делиться стало редким, а отказываться в прошлом. Если мы что-то отдаем, то это должно быть разумным, с перспективой получить что-то взамен. А сделать мир лучше я все равно не смогу. Итак, мне остается сделать лучше для себя. О моей Церкви позаботятся другие, там я не вижу своей ответственности. Провести мою земную жизнь – вот моя задача.

Таким образом мое Я со своими целями и мое сердце с множеством своих желаний стоят на пути у Спасителя, который несет любовь и надежду, стоит перед моей дверью и стучит и пытается найти ко мне вход. Он не хочет, чтобы я исчез со временем, но хочет чтобы я остался с ним и жил. Во всем этом я должен увидеть свой грех: Я сам хочу определять, что есть жизнь, хочу сам ставить границы и ищу славы себе! Должно ли быть так? Могу ли я освободиться от того, чтобы ставить везде себя в центр всего?

Приготовьте путь Господу! Иоанн ожидает от нас, что мы обдумаем нашу жизнь и распознаем все эти скалы и камни, которые лежат ну пути у грядущего Бога. Уберите! – говорит он нам. Для этого он использует слово - покайтесь.

Покаяться – это нечто, что начинается в наших мыслях. Тот, кто задумывается над своей жизнью, замечает свои ошибки и позволяет привести себя к новым мыслям – тот кается. Тот переосмысливает, тот мыслит по-новому. И он поворачивает всю свою жизнь в новое направление, навстречу Богу.

Сейчас мы вспоминаем те слова, которые сказал Густав Гейнеманн примерно в 1950 году: «Господа этого мира уходят – наш Господь грядет!» Он прав. Прошлое прошло. Обиды и унижения нашей жизни потеряли под сенью креста Иисуса свою губительную силу. То, что мы сами можем сделать из своей жизни – это все преходящее. Только наш Господь – Он идет нам навстречу со своим спасением, только Он достоин называться жизнью. Покайтесь – так взывает Иоанн. Не смотрите и не идите в неверном направлении, но смотрите и идите Ему навстречу!

Это и есть жизнь Адвента: Мы идем Ему навстречу, полные уверенности и надежды. И мы знаем при нашей земной жизни, что Слава грядет.

Я желаю Вам благословенного времени Адвента и в Праздник Рождества дней, исполненных радости и уверенности, что Бог ради Вас стал человеком. Я желаю Вам мира с Вашими близкими. Я желаю всем празднующим богослужения радостного общения. И я желаю нам всем мира, и чтобы окружающие нас люди были добры и приветливы.

 

Ваш

Дитер Гриммсманн,

Пропст Омской области