И этот семинар тоже был особенным и не таким «легким». Об этом говорит уже само название: «Теологическое и церковное образование в

лютеранской церкви и, в частности, в России (цели, проблемы, прогнозы…)» Ну что же мы можем сказать об этом в сегодняшней ситуации? И кто же может это понять и разобраться со всеми обременяющими нас сейчас проблемами?

На этом семинаре у нас были прекрасные доценты, и я бы сказал, самые лучшие, каждый из них - по-своему особенно ценный представитель нашей лютеранской церкви в России:

--д-р теол. Антон Тихомиров – ректор теологической семинарии в Новосаратовке – со своим многолетним опытом образования наших пасторов и проповедников;

--пропст Бреден Бюркле (Новосибирск), который сам много лет преподавал в Новосаратовке, и уже знающий насущные практические проблемы нашей церкви;

--пастор Барбара Райхерт из Айзенаха (Германия), где незадолго до этого она была руководителем «Дома Лютера» и пастором в трех общинах, - человек, знающий все политические проблемы и битвы церкви в социалистическом обществе на примере ГДР;

--пастор Александр Лапоченко, воспитанный в православной традиции, затем сдавший экзамен по лютеранской теологии в Новосаратовке, ординированный 26.10.2008 г. в сан лютеранского пастора, и после своего введения в должность (16.11.2008 г.) несущий ответственность за общину Св.Луки г.Арсеньева;

--пропст Манфред Брокманн, Владивосток, имеющий 20-летний опыт работы в России, со всеми многочисленными проблемами и задачами лютеранской церкви на Дальнем Востоке.

И были, конечно, участники семинара, приехавшие из всех общин пропства Дальнего Востока, и каждый из них – активный член своей общины. Но поняли ли они всё то, что обсуждалось на этом семинаре?

Этот вопрос касается не только теологических проблем, которые мы обсуждали, он касается также и практических вопросов церкви (семинар также включает и церковное образование). -----Например, как ведется управление в церкви и в общинах?-- Кто берет на себя ответственность?- -Откуда идет финансирование? --Что такое «правильное» богослужение и как оно должно проходить? --Что такое человеческое чувство в отличие от пути Бога с нами?-- Говорим ли мы в церкви только от себя и даем ли мы говорить Богу?-- Каково слово Божие в отличие от наших слов?-- Каковы отношения между церковью и государством? При этом в наших материалах семинара лежит статья «Церковь и государство – живая и разноголосая дискуссия на синоде в Омске в 2009 г. (www.luthvostok.com). Мы обсуждали также статью «Почему существует и почему нужна лютеранская церковь в России?» (www.luthvostok.com библиотека и в журнале «Лоза», декабрь 2008 г.). А.Тихомиров предложил написать в будущем статью «Лютеранская церковь и постмодерное общество в России».

И так мы опять вернулись к главному вопросу: «Какова лютеранская особенность (proprium) в этой стране?»

На все эти вопросы не так легко ответить, но все-таки мы старались отвечать на них, потому что образование есть и остается ценностью нашей лютеранской церкви, и этим наша церковь привлекает людей, размышления и вопросы которых не удовлетворяют в других церквях. На этом семинаре опять было радостно видеть, что у нас есть такие заинтересованные люди.

Пастор А.Лапоченко работал с нами по теме «Аугсбургское вероисповедание» и делал это не только образованно, но и верно с точки зрения педагогики, с живыми примерами, иногда приближая к проповеди.

Пастор Барбара Райхерт рассказывала каждый вечер о своей работе в «Доме Лютера» в Айзенахе. При этом мы видели перед глазами не только время Лютера, но мы получили тоже хорошее введение в его теологию, и, прежде всего, увидели его как личность и психологический феномен. При этом и при том, что А.Тихомиров сказал позже в своей лекции «Теология Лютера», нам стало ясно, как Лютер со своего детства жил под давлением страха и ответственности, которое дало ему возможность так постоянно и непрерывно искать милостивого Бога, как мы сегодня в большинстве не можем делать. Лютер сделал это как заместитель для нас. У нас тоже другие пути к Богу, например, путь св.Августина, путь беспокойного, ищущего Бога сердца.

Темой Бредена Беркли была «История церкви», «Ветхий и Новый завет» и «Миссия и всемирное христианство». Он покорил участников семинара своей мальчишеской сердечностью. Особенно интересно, что даже те, которым «ученые» рассказы из библейской науки были немного скучны, принимали очень живое участие в работе над псалмами; звуки сердца в псалмах – этих молитвах и песнях – непосредственно Говорят к сердцам наших людей.

Пропст М.Брокманн работал с нами по теме музыки и литургии. Здесь также все принимали живое участие, особенно тогда, когда это было связано с «музыкальной гимнастикой». Но все-таки наши люди должны более учиться хорошему пению! Пропст М.Брокманн для этого опять подарил нашим общинам сборники для фортепиано, чтобы правильно сопровождать хоралы и пение.

Особенно обрадовали нас музыкально одаренные участники из Хабаровска (Т.Филобок) и Комсомольска (К.Майер). Татьяна с несколькими добровольцами учила нас петь хоралы «Господь наш и Создатель» и «Блажен, кто Бога ищет» четырьмя голосами! Тоже был музыкальный дуэт – Б.Райхерт, тромбон, и М.Брокманн, скрипка.

-Конечно, одна главная фигура нашего семинара – др.теол.А.Тихомиров. От него исходили два впечатления и сигнала, и оба их нужно принимать очень всерьез, если мы хотим чему-то учиться на этом семинаре.

1.Лютеранская теология и образование убеждает мыслящего человека в России своей критической честностью и «духовным здоровьем» (к Титу, 1.13)

2. Лютеранская теология и воспитание находятся в опасности (поясняя это, А.Тихомиров иногда переходил от скепсиса, как понятно, на край цинизма).

ad 1.) Доклады А.Тихомирова о лютеранской догматике и теологии Лютера захватывали всех, кто со своими вопросами пришел на этот семинар, и тоже критически их задал. Особенно успешна была его дискуссия «Что такое правильная проповедь?»: не я и не мои чувства и не моя «набожность», но Бог и Его слово! (от этого тоже должен скромно отступать проповедник). Иначе я оставался бы опять в собственном плену.

ad 2.) Когда казалось, что А.Тихомиров удовлетворился такими «учеными» дискуссиями и окладами, мы вынуждали его в конце сказать что-то к актуальной и критической теме нашего семинара «Проблемы и прогнозы образования в лютеранской церкви России» и тогда мы услышали в субботу, 28 июля, о теологической семинарии в Новосаратовке:

Основана в 1997 г. Г.Кроделем и Г.Кречмаром, запланированной слишком большой, потому что в 1995 г. были еще 500 000 лютеран в ЕЛЦ, и сегодня, в 2012 г. – только 15 000. В то время было: три года образования в семинарии и потом один год викариата. Сначала было 10 студентов, сегодня только 3. В 1998 г. было три собственных доцента, в 2005 г. – пять собственных доцентов, сегодня – 1. С 1997 г. до сегодняшнего дня – 97 приглашенных доцентов. Заочные курсы есть уже с 1991 г. С этого срока образование получили уже 40 человек. С 2011 г. существует система «модуль». Также: кто будет оплачивать викариев и пасторов?

Епископский совет рекомендовал закрыть семинарию. А.Тихомиров решил закрыть заочный курс и сделать паузу на 1 год.

Общая растерянность, тоже у участников семинара: «Что будет?» Немного боязливый взгляд на заседание генерального синода в сентябре 2012 г.

Должны ли мы заканчивать с чувством страха? В заключение семинара была проповедь по Евангелию от Марка 4,35-41. Корабль – шторм – страх – Иисус. «И сделалась великая тишина, …И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры?»

Примечательный был «стол пасторов», который был почти каждый вечер, и на котором соединялись все заинтересованные. Три темы всегда царили в разговорах.

1. Общее положение наших общин и людей, перегруженность и утомленность (см.популярную нашу песню «Господи Боже, склони Свои взоры к Нам, утомленным суровой борьбой»)

2. В церковном обществе России царит растущая поляризация. Растут экстремы : русская православная националистская церковь, с одной стороны, с другой стороны – все распространяющиеся протестантские свободные церкви (баптисты, пятидесятники, евангелисты, фундаменталисты), дополнительно – сектанты и новоязычники, растущая потерянность «здоровой» середины. Здесь трудное положение лютеранской церкви, но тоже ее шанс! Образованные люди,- бедные, разочарованные, горькие, (до отказа от реакционной православной церкви. Даже было сказано: чем больше открывают православных школ, тем меньше люди в России могут веровать как христиане»).

Опять мы видели, что у нас есть тоже все эти три разных типа набожности в нашей церкви. Да, здесь мы должны больше работать в направлении лютеранской набожности.

3. Убедительный вопрос критиков, спрашивающих и ищущих, также и на нашем семинаре: предлагайте больше семинаров, больше воспитания, больше евангелического «просвещения». Спасите евангеличенско-критическое воспитание в нашей церкви! ! И так наши люди оценили занятия по вероисповеданиям и догматике нашей лютеранской церкви на нашем семинаре, особенно помогшими, и они желают получить больше. Кто-то сказал на нашем семинаре словами: « Очистите церковь от всякого мусора, суеверия, которое еще есть в народе!» И это звучит прямо по-реформаторски».

В итоге было сказано: «Больше людей приглашать! – Хорошо, что мы так открыто говорили обо всех наших проблемах – Этот семинар был еще более конкретный, чем предыдущий – Глубокий семинар – Теплая атмосфера; маленькие общины – сильные; - Теологические темы – важные здесь; Я могу представить себе после ухода на пенсию работать здесь (пастор Барбара Райхерт) – Прекрасное место здесь, на берегу моря, южнее Владивостока;- В России идет борьба между Христом и сатаной»

Особенно богата было в этом году «Папка семинара» (тоже с описаниями из каждой общины).

 

Благодарим всех наших спонсоров!

Манфред Брокманн, пропст Дальнего Востока