Осенью 2023 года начнутся занятия на втором наборе двухгодичных курсов «О.К. Проповедник». Если вы хотите стать студентом этой программы, уже сейчас можно подать заявление.

Для этого, а также по любым связанным с программой вопросам, нужно обратиться к руководителю обучения в проекте – проповеднику Виктору Дамзену.

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.      

Тел. (WhatsApp): +7 906 316 51 24

В мае этого года 13 выпускников из общин Евангелическо-Лютеранской Церкви России завершили свое обучение в первом наборе двухгодичного курса «О.К. Проповедник». Как создавался и проходил этот образовательный курс, сколько вариантов есть у расшифровки его названия и как стать студентом этой учебной программы, об этом мы поговорили с руководителем обучения в проекте – проповедником Виктором Дамзеном (Саратов).

Виктор, расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого проекта и кто был ее автором?

Инициатором проекта является епископ Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока Александр Шайерманн. Проект этот возник из-за нехватки сотрудников на местах. Конечно, у нас есть семинария. Но семинария готовит пасторов. Это уже высшее образование. Не у всех есть возможность для такого обучения. Как вариант более простого образования ему пришла идея «О.К. Проповедника» – двухгодичных курсов. Как мы говорим, семинария – это высшее образование, «О.К. Проповедник» – это вроде среднего специального образования. И в Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока есть также курсы „TEE“ – как бы базовое образование (в Церкви Европейской части России этого нет.) И получается как бы трехступенчатая система образования, скажем так, аналог нашей государственной. Потому что любое предприятие состоит не только из высшего управленческого состава, но там все структуры присутствуют, тогда все структуры полноценно работают. Даже если оно небольшое. А в Церкви долгое время был разрыв. И Александр Шайерманн решил это как-то изменить.

Разрабатывал проект Вальдемар Йессе, который был в Челябинске пастором-миссионером. Когда он закончил свое служение в России, он мне этот проект передал. Так как Александр Шайерманн раньше служил в Саратове и мы с ним были хорошо знакомы до того, как он стал епископом, мы с братом Андреем Джамгаровым решили, что я этим проектом займусь как руководитель.

Сейчас на выпуске у нас половина студентов – из Европейской части России, а половина – из Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Что означает название «О.К. Проповедник»? Это какая-то игра слов?

Я не знаю, как родилось это название, но, когда Александр Шайерманн был пропстом здесь в Саратове, он любил говорить «окей, окей», выражая свое согласие. Наверное, от этого и пошло… Но вообще расшифровка – «Онлайн-курс Проповедник». Хотя попечительский совет всё время хочет еще как-то это название расшифровать, либо «образовательный курс», либо еще как-то…

Когда стартовал курс?

Осенью 2021 года. 

Как построено обучение? Я знаю, что есть очные семинары, еще что-то есть между ними?

Программа состоит из нескольких пунктов. Основная часть наших занятий проходит онлайн. Мы встречаемся в Zoom. Второй пункт – это домашние задания. Третий пункт – это работа с наставниками, желательно, на местах. И четвертый пункт – это очные встречи, семинары, о которых Вы сказали, где студенты могут увидеть друг друга, увидеть своих преподавателей и пообщаться. Конечно, на этих семинарах тоже есть задания, лекции, курсы.

Как часто проходили такие очные семинары, и что на них происходило?

Семинары именно для личного общения. В наших реалиях мы решили, что хотя бы раз в год они будут проходить четыре-пять дней. Как правило, это январские выходные, они продолжительные. И чтобы те, кто живет в сельской местности или у кого есть дачные участки, не отрывались от своих работ в другое время года. Центр, конечно, – Омск. Но так как много студентов набралось из Европейской части России, и они недалеко от Саратова, в южных регионах, то семинары проводятся еще и в Саратове, параллельно.

Последний семинар проходил по отдельности. На первом семинаре, в январе 2022 года мы попытались подключить Саратов и Омск, чтобы занятия проходили совместно. На втором семинаре, год спустя, мы от этого отказались, и так в течение года занятия проходят онлайн, а на семинаре важно прежде всего живое общение. С одинаковой программой, но с разными студентами и с разными преподавателями семинары в январе этого года прошли в Саратове и в Омске.

А кто преподает на курсе?

Бóльшая часть – это наши пасторы, пропсты, епископы. Все, кто желает, кому мы предлагаем, по согласованию с попечительским советом. Для того чтобы этот курс был больше практическим. То есть это те люди, которые получили свое богословское образование где-то в семинарии и практикуют в общине, вот они являются преподавателями. Есть два преподавателя из-за рубежа, но они, конечно, русскоязычные.

В Саратове на семинаре у нас один из преподавателей – архиепископ Владимир Проворов (когда он начинал преподавать, он еще не был архиепископом), пастор Яков Рюб из Маркса, брат Андрей Джамгаров в прошлом году у нас занятия проводил, в этом году Сабина Маттис с Урала приезжала, из общины Берёзовского. В Омске у нас в этом году пастор Александр Шрайнер был, пропст Владимир Виноградов, епископ Александр Шайерманн, ну, и я, как ответственный ездил в Омск. В прошлом году у нас еще был Вальдемар Лис, русскоязычный пастор из Германии, он сам из Омска.

Как проходит день на очном семинаре?

Студенты приезжают с подготовленными заданиями, которые они затем выполняют в своих группах: проводят библейские часы, андахты. Все читают проповеди, занимаются практикой богослужения, участвуют в проведении литургии. Все задания практические. Теоретических заданий очень мало, и они не для семинара. С утра – утренний андахт, общая молитва, потом общая лекция или работа в группах. После лекции всегда идет обсуждение ее темы в группе. График плотный: занятия идут до семи-восьми вечера. Потом свободное общение.

Сколько студентов дошло до выпуска? И сколько их было вначале?

Сейчас у нас 13 выпускников, поступающих было 35-36 человек. Люди отсеиваются, некоторые уже в последнем полугодии, по разным причинам. Некоторые, может, думали, что будет проще. В некоторых случаях пасторы желали тех, кто уже несет много служений в общине, отправить на эти курсы. Но такие студенты уже много работы делают в общине, еще и семье надо уделять время, а тут надо задания выполнять и на лекциях присутствовать, поэтому им сложно. Поэтому многие из служителей со временем отказались, потому что у них много служений. Но мы хотим их на второй набор опять взять, чтобы они снова начали учиться.

Наша основная цель – это не диплом, а чтобы люди начали служение в общине. Все наши выпускники уже несут служение Слова. С первых занятий у нас идет теория с практикой, мы даем им возможность служить в общинах. Первая-вторая лекция – это уже проведение андахта. Проведение занятий по „TEE“. Помимо диплома мы даем сертификат наставников „TEE“, обладатель сертификата может самостоятельно проводить такие занятия. В Церкви Европейской части России это не очень распространено, а в Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока – распространено. С первых занятий мы готовим наших студентов к конкретным служениям, которые они могут проводить.

Как часто проходят занятия между семинарами в течение года? 

По субботам у нас проходят онлайн-встречи два часа, на которых преподаватели проводят тематические занятия. По ним есть задания, которые студенты выполняют и присылают на проверку. 

Кто может стать студентом этого курса?

Студентами курса могут стать очень многие. Требования у нас не столь высокие, но всё равно они есть. Потенциальный студент должен быть конфирмирован, то есть обладать какими-то базовыми понятиями о нашей Церкви, вероучении, богословии.

Он должен быть в возрасте, в котором он сам несет ответственность за свою жизнь, – не моложе 18 лет. Верхнего возрастного порога у нас нет – в любом возрасте человек может служить Богу. У нас есть студенты предпенсионного и пенсионного возраста, которые успешно оканчивают курс.

Еще одно требование, которое у нас было, это чтобы человек нес служение в общине. Не обязательно служение Слова, но хоть какое-то. Но в действительности мы принимали и тех, кто не проводил никакого служения в своей общине. Но в ходе курса они начали служение. Многие занимались какими-то хозяйственными служениями и многими другими.

Конечно, у студента должна быть возможность проходить обучение в онлайн-режиме. Хотя бы у него должен быть более-менее современный телефон, на котором он может подключить WhatsApp, Zoom, смотреть запись занятий, если он пропустил.

Конечно, самый главный пункт – это время.

Какие темы в процессе обучения за эти два года вызывали больший отклик, особенно горячие дискуссии?

Наибольшие эмоции у нас вызывают те темы, которые в нашей жизни наиболее животрепещущие. Например, финансовая сторона: вопрос десятины был животрепещущим – и на семинаре, потому что некоторые готовили библейский час на тему «десятина», и на занятии онлайн он вызвал оживленные беседы. Очень редко онлайн у нас проходит чисто лекционное занятие. Как правило, часть – это лекция, а потом студентов мы отправляем по группам, где они обсуждают вопросы лекции. Потом мы все вместе обсуждаем те результаты, к которым они пришли в групповой беседе.

Животрепещущая тема была по Бонхёфферу, по его книге «Сопротивление и покорность». Мы обсуждали тему прощения, исповедания грехов, именно как он там это описывает в письмах к другу. Дискуссия была очень жаркой, потому что у него есть там особое мнение и немногие сразу это приняли. Мы стараемся выводить в онлайн те темы, которые не совсем понятные, в которых есть какая-то проблема. Не в большой теологии, а на бытовом уровне. Как правило, мы приходим в Церковь со своим пониманием, и если на конфирмационных занятиях какие-то вопросы не были затронуты, то мы с ними и остаемся. И когда такие темы поднимаются на бытовом уровне, то дискуссии бывают очень интересные.

По поводу творения сами студенты желали обсудить некоторые вопросы.

Недавно у нас была проповедь по лозунгам на текст из Ветхого Завета, где злой дух нападал на Саула, возмущал его. Был по этой теме вопрос, мы обсудили его на последнем занятии. Было интересно мнение студентов, то, как они это понимают.

Вопросов очень много, которые вызывают эмоции, если не у большинства, то достаточно двух-трех человек, чтобы дискуссия была жаркой.

Но бывают и такие лекции, которые не вызывают никакого отклика, где студенты просидели, о своем, наверное, думали…

В чем, на Ваш взгляд, плюсы и минусы такого формата обучения?

Из плюсов, конечно, то, что это проходит онлайн, поездки только в январе, и они не очень далекие. Время обучения – только два года. Мы сразу вводим студента в служение. Курс построен так, что мы проходим поочередно разные служения. Обучение практическое, очень мало чисто теоретических предметов. Студент может проводить служения в своей общине.

Есть возможность в любое время лично задать вопрос преподавателю, все контакты преподавателей мы даем. Некоторые из наших студентов обращались с душепопечительскими вопросами к преподавателям.

Мы попытались организовать, чтобы у каждого студента также был наставник, желательно, на месте, которому он мог бы задать интересующие его практические вопросы. К сожалению, по некоторым причинам мы эту практику «смазали», но всё-таки возможность такая была – наблюдение за студентом опытного наставника в общине.

Нет у нас и каких-то строгих экзаменов – по билетам, «кто не ответит, тому двойка» … Для выполнения заданий не ограничиваем время. Желательно, чтобы за полугодие задания были сданы. Ну, и к окончанию обучения задания нужно все сдать.

Из недостатков – онлайн-занятия, конечно, очень сложны, в плане восприятия, в плане проведения, мы больше привыкли к очным занятиям. Не появляется такого быстрого контакта, общения между студентами. Вы знаете, когда учишься очно в учебном заведении, формируется дружба, кто-то на всю жизнь друзьями остается. Не только студенты, но и преподаватели со студентами. Но при обучении онлайн это гораздо сложнее. То, что происходит в очном обучении за пару месяцев, вот эта дружба, у нас это за полтора года. Это, конечно, большой минус. Семинары нам в этом помогают, но они очень территориальные.

Это был Ваш первый опыт осуществления такого образовательного проекта. Что, на Ваш взгляд, получилось, а что нет? Будут ли какие-то изменения в новом наборе?

Изменения однозначно будут. Прежде всего, потому что ни я, ни попечительский совет не желаем, чтобы этот проект был статичным. Мы хотим, чтобы он был динамичным, чтобы он отвечал требованиям общин. Пока мы не анализировали все плюсы и минусы, у нас будет для этого отдельная встреча попечительского совета.

С моей точки зрения, обкатку проект прошел. Глобальных изменений делать не нужно. Может быть, нужно больше разных преподавателей. Второе, программу нам нужно будет, конечно, немного пересмотреть. Некоторые темы оказались лишними для нас. А некоторые темы, наоборот, мы не учли, не включили в программу, но они возникли у нас в процессе реализации проекта. По некоторым вопросам, которые нам задавали студенты, нам нужно будет готовить отдельные занятия.

Следующий момент, над которым нам нужно работать, – это наставники. За эти два года очень слабо мы работали с наставниками. Эту работу нам нужно больше проводить, чтобы у студентов была возможность лучше взаимодействовать на местах с наставниками. Вообще, обратная связь всегда хромает во всех формах обучения. В нашем случае, между попечительским советом и той общиной, в которой находится студент. Мы как проект такую связь планировали – чтобы община, студент и образовательная программа работали в тесном контакте – но не реализовали в полной мере. Мы со студентом работали в тесном контакте, а вот третьей стороне – главной, где он служит, мы уделили мало времени. Вот это нам надо исправлять.

Что нужно сделать, чтобы поступить на курс?

Нужно связаться со мной по телефону или электронной почте, и я вышлю затем бланк заявления, которое будущий студент заполнит. Это заявление подписывается пастором и председателем Совета общины, к которой потенциальный студент принадлежит.

Желательно, чтобы община была в курсе, что она отправляет этого человека учиться. Когда я посещаю общины, где есть кто-то из наших студентов, я говорю: «Вот, у вас есть студент, он учится, используйте его!» Мы рассылаем пасторам, менторам нашу программу, они видят, что студенты проходят. Например, после Нового года пастор из одной общины мне написал, мол, студенты скоро оканчивают курс, напишите мне, что они прошли, что они могут. Наставником этих студентов был другой человек, а пастору их общины интересно, как и что. Я специально ему лично отправил нашу программу, чтобы он понимал, кем они будут после окончания, что они могут, на какие служения их направлять.

Есть ли какой-то финансовый взнос за обучение?

Да, есть. В этом потоке это было 500 рублей за полгода. Сколько будет в следующем году с новым набором, я пока не знаю. Это будет решать попечительский совет. Можно, конечно, с этим вопросом обратиться и в свою общину: «Нужен вам проповедник? – Тогда оплачивайте мое обучение». И это тоже хороший вариант. Тогда община знает, что она за студента заплатила, и сама предлагает ему что-то делать.

Кому бы Вы хотели выразить благодарность сейчас, в момент завершения обучения первого набора студентов курса «О.К. Проповедник»?

Благодарность, конечно, руководству проекта, тому, кто придумал, кто создавал этот проект, который потом мне достался, – такой замечательный проект! Благодарность нашим преподавателям, которые откликнулись на наш зов участвовать в этом проекте. И благодарность, конечно, нашим студентам за то, что они поступили, окончили и дальше будут служить в своих общинах. За то, что они готовы посвятить часть своей жизни служению людям и нашему Господу.

Интервью: редакция elkras.ru

 

Отзывы выпускников программы:

Наталья Капшарь (Краснотурьинск):

Обучение на «О.К. Проповедник» мне дало больше возможностей работать со Словом Божьим. Я узнала, как лучше подготовить. Понравилось, что всё то, что мы изучали, потом применялось на практике. Важным было предложение преподавателей почитать дополнительную литературу, и она выкладывалась. Ценным было общение в группах, тема по церковному праву. Курс по миротворчеству и душепопечительству дал возможность взглянуть на ситуации в жизни по-другому. Понравились лекции о Христе: Он – центр нашей жизни. Важным было задание самостоятельно написать и провести богослужение. Лекции были насыщенные, понятные, с применением на практике. Понравилось, что преподаватели нас не хотят «бросать» по окончании «О.К. Проповедник». Это будет хорошей поддержкой в дальнейшем служении! Понравилось, что брат Виктор предложил изучать дополнительно Слово Божье, а брат Брэдн организовал обсуждение проповеди каждый вторник. Спасибо всем преподавателям за ваше служение!

Михаил Крекотень (Краснотурьинск):

Данный курс необходимо реализовывать дальше, так как он дает уникальную возможность в довольной сжатые сроки получить качественное образование, практические навыки, которые необходимы для всех наших братьев и сестер, которые несут служение в своих общинах.

Что я получил на этом курсе? В первую очередь, это знакомство и общение с братьями и сестрами из разных общин не только России, но и других стран. Это, несомненно, очень тщательно разработанный и удобный для понимания и усвоения материал. Это открытые для общения и наших вопросов преподаватели, которые доступно и терпеливо обучали нас. Особая ценность этих материалов в том, что они дают не только теоретические знания, но и предполагают практическое применение в наших служениях. Я нашел и нахожу много ответов на свои вопросы. Я научился правильно подходить к подготовке и чтению проповедей, глубже понимать Слово Божье, разбираться в церковном годе и структуре нашей Церкви.

Вячеслав Патрушев (Красноярск):

Основные плюсы проекта, по моему мнению, – это приобретение новых знаний, обмен опытом в служении; преподаватели, с которыми можно советоваться; работа в группах; приобретение друзей, единомышленников и создание новых проектов; доступность обучения; проведение очных семинаров.